Кафедра "Технология машиностроения"


История и современность


       «Кафедра технология машиностроения» (ТМС) является одной из старейших кафедр механико-технологического факультета. Она была основана в 1955 году в процессе создания механико-технологического факультета при организации Пермского вечернего машиностроительного института (ПВМИ). Организатором кафедры и ее первым заведующим стал Светашев В.Н., к.т.н., доцент, который параллельно создавал и механико-технологический факультет, являясь его деканом. Благодаря активной помощи машиностроительных предприятий города была создана лабораторная база кафедры, технически оснащены учебные дисциплины. Методическое обеспечение читаемых дисциплин осуществили преподаватели кафедры. В это же время в состав ПВМИ перевели студентов-заочников, обучавшихся в учебно-консультационном пункте Уральского политехнического института и других вузов. В 1957 году состоялся первый выпуск инженеров-механиков по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».
       Дальнейшее развитие кафедра ТМС получила уже в составе Пермского политехнического института (ППИ), образованного в 1960 году. В это время кафедра расширялась, увеличивалось количество обучающихся студентов, открылась новая специальность «Автоматизация и комплексная механизация машиностроения», увеличивался штат кафедры, менялся его качественный состав.
       В эти же годы формировался и научный потенциал кафедры, разрабатывалось ее научное направление. Постоянное сотрудничество с ведущими предприятиями региона позволило определить научные и производственные проблемы, успешное решение которых стало неотъемлемой частью деятельности кафедры. В 70-80 годы прошлого столетия были выполнены значительные научно-исследовательские работы по совершенствованию технологии изготовления деталей, разработке и повышению эффективности процессов обработки деталей, обеспечению качества и надежности выпускаемой продукции. Сформировалось научное направление исследовательской работы кафедры – повышение долговечности и надежности деталей машин технологическими методами. Уровень выполненных работ позволил открыть аспирантуру, которую успешно закончили десятки аспирантов, защитивших кандидатские диссертации. Тематика кандидатских диссертаций и их количество привели к созданию научных школ: «Разработка и исследование процесса прерывистого шлифования» и «Упрочняюще-отделочная обработка деталей машин методами поверхностного пластического деформирования». Результатом деятельности научных школ стали докторские диссертации – в 1970 году диссертацию защитил Якимов А. В., в 1982 – Торбило В. М., в 1997 – Свирщев В. И.
       Содержание подготовки специалистов менялось в соответствии с изменением промышленного потенциала предприятий города и области. В 70 годы на предприятиях появились первые станки с ЧПУ, позволившие существенно повысить производительность и качество обработки деталей; на рубеже 70 – 80 годов – промышленные роботы, в это же время активно проводились работы по автоматизации проектирования технологических процессов с помощью ЭВМ (компьютеров). В учебный план подготовки специалистов были введены дисциплины, отражающие изменение содержания технологии изготовления деталей – «Технология обработки деталей на станках с ЧПУ», «Системы автоматизированного проектирования (САПР) технологических процессов», в курсе «Автоматизация производственных процессов» введены разделы по роботизации производства и созданию гибких производственных систем.
       Научный потенциал и значительный опыт подготовки специалистов по технологии машиностроения позволяет оставаться ведущей кафедрой в области технологической подготовки производства машиностроительных изделий и в настоящее время. Студенты, обучающиеся на специальности кафедры, получают достаточные знания и навыки, позволяющие им успешно осваивать профессии технологов на предприятиях и продвигаться по карьерной лестнице. Выпускники кафедры, закончившие обучение в 1995 – 2000 годах, в настоящее время занимают должности главных технологов, заместителей главных специалистов (ОАО ПМЗ, ОАО «Новомет», ОАО «Стар», ОАО «Редуктор», ОАО «Протон» и др.), ведущих специалистов в отделах и цехах предприятий.
       Уровень подготовки специалистов определяется требованиями государственных образовательных стандартов. В настоящее время кафедра разрабатывает учебные программы читаемых дисциплин по образовательному стандарту третьего поколения, предусматривающего двухуровневую подготовку специалистов. Первый уровень, занимающий первые 4 года обучения, завершается присвоением выпускникам квалификации «бакалавр»; второй уровень - последующие 2 года обучения - завершается выполнением магистерской диссертации и после ее защиты - присвоением квалификации «магистр».
       Кафедра продолжает подготовку специалистов высшей квалификации. Действует аспирантура по специальностям: 05.02.08 – Технология машиностроения, 05.02.07 – Технология и оборудование механической и физико-технической обработки. За последнее десятилетие подготовлено и защищено 12 кандидатских диссертаций, учится в аспирантуре 12 человек, в докторантуре – 4 человека. В 2011 году запланированы защиты 3 кандидатских диссертаций и одной докторской.


Заведующие кафедрой
"Технология машиностроения" (ТМС)

        1. 1955-1963 гг.
        СВЕТАШОВ В.Н. - первый заведующий кафедрой "Технология машиностроения" и
    декан механико-технологического факультета (МТФ) с 1955 по 1961 годы - доцент,
    кандидат технических наук.

       2. 1963-1974 гг.
       ЯКИМОВ А.В. - доцент, кандидат технических наук,
   с 1970 г. - доктор технических наук,
   с 1972 г. - профессор.

       3. 1974-1976 гг.
       ПОТЕМКИН В. И. - доцент, кандидат технических наук.

        4. 1976-1986 гг.
        ИВАНКИН Ю.Н. - доцент, кандидат технических наук.
   Заслуженный работник высшей школы РФ

        5. 1986-2003 гг.
        ЕВСИН Е.А. - доцент, кандидат технических наук,
   с 2003г. - Заслуженный работник высшей школы РФ

       6. 2003-2005 гг.
       СВИРЩЕВ В. И. - профессор, доктор технических наук. Почетный работник
    высшего профессионального образования РФ.

        7. С 2005 г.
        МАКАРОВ В.Ф. - профессор, доктор технических наук,
    научный консультант ОАО "Пермский моторный завод".




   На кафедре "Технология машиностроения" сегодня работают 25 человек, 12 штатных сотрудников и 13 совместителей. Высока остепененность кафедры: два доктора технических наук и восемь кандидатов технических наук.
Кафедра Технологии Машиностроения (ТМС). © 2011.